Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (врр)

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (врр)
                Результат пошуку зображень за запитом "батьки і діти"
Джерело: Справочник дошкольного психолога Г.А.Широкова, Ростов-на-Дону, Феникс, 2004

В «Журнале практического психолога» (№ 3, 1998 г.) был опубликован опросник для изуче­ния взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И. И. Марковской. Автор предлагает три формы: взрослый вариант для родителей дошкольников и младших школьников, вариант для подростков.
В опроснике «Взаимодействие родитель — ребе­нок» (ВРР) для подростков и их родителей, пред­ставлены следующие 10 шкал.
1-я шкала: нетребовательность требова­тельность родителя
Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии его с ребенком. Чем выше по­казания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уров­ня ответственности от ребенка.
2-я шкала: мягкость строгость родителя
По результатам этой шкалы можно судить о су­ровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоот­ношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3-я шкала: автономность контроль по от­ношению к ребенку
Чем выше показатели по этой шкале, тем выра-женнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительно-сти; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отно­шения к ребенку либо любования им. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя при­вить ему самостоятельность.
4-я шкала: эмоциональная дистанция эмо­циональная близость ребенка к родителю
Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близос­ти к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по кото­рой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важ­ным с ними. Сравнивая данные родителей и ребен­ка, можно судить о точности представлений роди­телей, о переоценке или недооценке близости к ним ребенка.
5-я шкала: отвержение принятие ребенка родителем
Эта шкала отражает базовое отношение родите­ля к ребенку, его принятие или отвержение лично­стных качеств и поведенческих проявлений ребен­ка. Принятие ребенка как личности является важ­ным условием его благоприятного развития, его самооценки. Поведение родителей может воспри­ниматься ребенком как принимающее или отвер­гающее.
6-я шкала: отсутствие сотрудничества
сотрудничество
Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаи­модействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, призна­нием его прав и достоинств. Оно отражает равен­ство и партнерство в отношениях родителей и де­тей. Отсутствие может быть результатом наруше­ния отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7-я шкала: несогласие согласие между ре­бенком и родителем
Эта шкала тоже описывает характер взаимодей­ствия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различ­ных жизненных ситуациях. Используют две фор­мы опросника: детскую и взрослую; можно оце­нить степень согласия не только по этой шкале, но и но всем остальным, так как расхождение между ними тоже позволяет судить о различиях во взгля­дах ребенка и родителей, воспитательной ситуации
в семье.
8-я шкала: непоследовательность последо­вательность родителя
В этой шкале отражается, насколько последо­вателен и постоянен родитель в своих требова­ниях, в своем отношении к ребенку, в примене­нии наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмо­циональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребен­ку и т. п.
9-я шкала: авторитетность родителя Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, показы­вают, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительс­кого авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родите­лю в целом, поэтому показатели этой шкалы очень важны для диагностики позитивности — негатив­ности отношений ребенка к родителю, как и пока­затели по следующей — 10-й шкале.
10-я шкала: удовлетворенность отношения­ми ребенка с родителем
По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между ро­дителями и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре ро-дительско-детских отношений, возможных конф­ликтах или об обеспокоенности сложившейся се­мейной ситуацией.
Вариант опросника для родителей подростков послужил основой для составления другой формы опросника — для родителей дошкольников и млад­ших школьников. Были изменены некоторые вопросы, которые оказались неа^екватньши для де­тей этого возраста, и заменен:^ две шкалы опрос­ника. Вместо шкал «несогласи е _ согласие» и «ав­торитетность родителя» (7-я и д.я шкалы) мы вве­ли две новых шкалы:
7-я шкала: тревожность ^а ребенка;
9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье.
Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал могут дать ценную информацию для психолога-консультанта, к которому родители об­ращаются за помощью и которому необходимо иметь более полную информагдИЮ 0 характере вос­питания в семье. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием паралле^ьной формы для де­тей, так как в этом возрасте де«тЯМ достаточно труд­но отвечать на вопросы, связанные с их отношени­ями к родителям, а без сравнещия с детскими дан­ными шкалы согласия и авторитетности утрачи­вают свою диагностическую Ценность.
Таким образом, опросник х<Взаимодействие ро­дителя с ребенком» (ВРР) им^ет три формы: одну детскую и две взрослые, по 6Q вопросов в каждой.
Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (врр)
Вариант для родителей дашколъников и млад­ших школьников
Инструщия
Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной Системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие)
4 — в общем, да
3 — и да, и нет
2 — скорее нет, чем да
1 — нет (абсолютное несогласие)
1.   Если уж я чего-то требую от него (нее), то
обязательно добьюсь этого.
2.    Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступ­ки.
3.    Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.
4.    Моего ребенка смело можно оставлять без при­смотра.
5.    Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
6.    Думаю, что он(а) ничего не добьется и жизни.
7.         Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.
8.    Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
9.    Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.

10.   Я чувствую, что непоследователен льна) в своих требованиях.
11.   В нашей семье часто бывают конфликты.
12.   Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).
13.   Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
15. Я стараюсь контролировать действия своего ребенка.
Считаю, что для него главное — это слу­шаться меня.
16.   Если у него (нее) случается несчастье, в пер­вую очередь он(а) делится со мной.
17.   Я не разделяю его (ее) увлечении.
18.   Я не считаю его (ее) таким умным и способ­ным, как мне хотелось бы.
19.   Могу признать свою неправоту и извинить­ся перед ним.
20.   Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
21.   Мне трудно бывает предсказать свое поведе­ние но отношению к нему (ней).

23.    Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
24.    Мне нравятся наши с ней (с ним) отноше­ния.
25.    Дома у него (у нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
26.    Приходится применять к нему (к ней) физи­ческие наказания.
27.    Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
28.    Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему(ей) нужно.
29.    Я всегда сочувствую своему ребенку.
30.    Мне кажется, я его (ее) понимаю.
"31. Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить.
32. При принятии семейных решений всегда учи­
тываю его (ее) мнение
33.  Думаю, что я тревожная мама (тревожный
папа).



34.   Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
35.   Бывает, что когда я наказываю ребенка, мои муж (жена, бабушка и т. п.) начинают упрекать меня в излишней строгости.

36.    Считаю, что в целом правильно воспиты­ваю своего сына (дочь).
37.    Я предъявляю к нему много требований.
38.    По характеру я мягкий человек.
39.    Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.
40.    Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей в жизни.
41.    Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
42.    Мне нравится его (ее) характер.
43.    Я часто критикую его (ее) по мелочам.
44.    Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
45.    Считаю, что мои долг оградить его (ее) от всяких опасностей.
46.    Я наказываю его(ее) за такие поступки, ко­торые совершаю сам(а).
47.    Бывает, я невольно настраиваю ребенка про­тив других членов семьи.
48.    Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
49.    Мне приходиться заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
50.    Я прощаю ему(ей) то, за что другие наказа­ли бы.
51.            Мне бы хотелось знать о нем(о ней): о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т. д.
52.    Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
53.    Думаю, что для него(нее) я самый близкий
человек.                      '
54.  Я приветствую его (ее) поведение.
55.  Я часто высказываю свое недовольство им
(ею).
56.    Принимаю участие в делах, которые приду­мывает он(а).
57.    Я часто думаю, что кто-то может обидеть,
его (ее).
58.    Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущ­ности, за одно и то же.
59.    Случается, что если я говорю ему (ей) одно, а муж (жена, бабушка и т. д.) специально говорит
наоборот.
60.   Мне кажется, мои отношения с ребенком
лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.

Подсчет и обработка результатов опросника ВРР
Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывает -ся общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитываются — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:
ответы 12       3       4       5
баллы   5       4       3       2       1
В бланках-ключах обратные вопросы обозначе­ны звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содер­жат по 10 утверждений, а не по пять, как в ос­тальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка про­ставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов при­надлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д.



Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

ЗВІТ про проведення «Тижня толерантності» у 2017-2018 н. р. практичним психологом ДНЗ

ПЛАН проведення «Тиждень толерантності» в ДНЗ з 13.11.17 по 17.11.17 рр.

ПЛАН проведення «Тиждень психології» в ДНЗ