Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (врр)
Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком»
(врр)
Джерело: Справочник
дошкольного психолога Г.А.Широкова, Ростов-на-Дону, Феникс, 2004
В «Журнале практического психолога» (№ 3, 1998
г.) был опубликован опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми
(ВРР) И. И. Марковской. Автор предлагает три формы: взрослый вариант для
родителей дошкольников и младших школьников, вариант для подростков.
В опроснике «Взаимодействие родитель — ребенок»
(ВРР) для подростков и их родителей, представлены следующие 10 шкал.
1-я шкала: нетребовательность — требовательность родителя
Данные этой шкалы показывают тот уровень
требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии его с
ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель,
тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.
2-я шкала:
мягкость — строгость
родителя
По результатам этой шкалы можно судить о суровости,
строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во
взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к
чему-либо.
3-я шкала: автономность — контроль по отношению к ребенку
Чем выше показатели по этой шкале, тем
выра-женнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль
может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительно-сти; низкий
контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности,
которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку либо
любования им. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия
к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4-я шкала: эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к
родителю
Следует обратить специальное внимание, что эта
шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая
трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети
оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и
важным с ними. Сравнивая данные родителей и ребенка, можно судить о точности
представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к ним ребенка.
5-я шкала: отвержение — принятие ребенка родителем
Эта шкала отражает базовое отношение родителя
к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих
проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием
его благоприятного развития, его самооценки.
Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6-я шкала: отсутствие сотрудничества —
сотрудничество
Наличие сотрудничества между родителями и
детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество
является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признанием его
прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей
и детей. Отсутствие может быть результатом нарушения отношений,
авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7-я шкала: несогласие — согласие между ребенком и родителем
Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия
между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в
различных жизненных ситуациях. Используют две формы опросника: детскую и
взрослую; можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и но всем
остальным, так как расхождение между ними тоже позволяет судить о различиях во
взглядах ребенка и родителей, воспитательной ситуации
в семье.
8-я шкала: непоследовательность — последовательность родителя
В этой шкале отражается, насколько последователен
и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в
применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может
быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности,
отвергающего отношения к ребенку и т. п.
9-я шкала: авторитетность родителя Результаты этой шкалы отражают самооценку
родителя в сфере его влияния на ребенка, показывают, насколько его мнения,
поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова сила влияния.
Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок
родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности
родителя, чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю
в целом, поэтому показатели этой шкалы очень важны для диагностики позитивности
— негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей —
10-й шкале.
10-я шкала: удовлетворенность отношениями
ребенка с родителем
По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями
и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности
может свидетельствовать о нарушениях в структуре ро-дительско-детских
отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной
ситуацией.
Вариант опросника для родителей подростков
послужил основой для составления другой формы опросника — для родителей
дошкольников и младших школьников. Были изменены некоторые вопросы, которые
оказались неа^екватньши для детей этого возраста, и заменен:^ две
шкалы опросника. Вместо шкал «несогласи е _ согласие» и «авторитетность
родителя» (7-я и д.я шкалы) мы ввели две новых шкалы:
7-я
шкала: тревожность ^а ребенка;
9-я шкала: воспитательная конфронтация в
семье.
Такая замена объясняется тем, что
показатели этих шкал могут дать ценную информацию для
психолога-консультанта, к которому родители обращаются за помощью и которому
необходимо иметь более полную информагдИЮ 0 характере воспитания
в семье. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием паралле^ьной
формы для детей, так как в этом возрасте
де«тЯМ достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их
отношениями к родителям, а без сравнещия с
детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою
диагностическую Ценность.
Таким образом, опросник х<Взаимодействие
родителя с ребенком» (ВРР) им^ет три формы: одну детскую и две
взрослые, по 6Q вопросов в каждой.
Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком»
(врр)
Вариант для родителей дашколъников и
младших школьников
Инструщия
Отметьте степень согласия со
следующими утверждениями по 5-балльной Системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке
ответов.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие)
4 — в общем,
да
3 — и да, и
нет
2 — скорее
нет, чем да
1 — нет
(абсолютное несогласие)
1. Если уж я
чего-то требую от него (нее), то
обязательно добьюсь этого.
обязательно добьюсь этого.
2.
Я всегда
наказываю его (ее) за плохие поступки.
3.
Он(а)
сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.
4.
Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
5.
Сын
(дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
6.
Думаю,
что он(а) ничего не добьется и жизни.
7.
Я чаще
говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.
8.
Часто мы
совместно справляемся с домашней работой.
9.
Я
постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
10.
Я
чувствую, что непоследователен льна) в своих требованиях.
11.
В нашей
семье часто бывают конфликты.
12.
Я бы
хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).
13.
Он(а)
редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
15. Я стараюсь контролировать действия своего ребенка.
Считаю, что для него главное — это слушаться меня.
16.
Если у
него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
17.
Я не
разделяю его (ее) увлечении.
18.
Я не
считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
19.
Могу
признать свою неправоту и извиниться перед ним.
20.
Я часто
думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
21.
Мне
трудно бывает предсказать свое поведение но отношению к нему (ней).
23.
Воспитание
моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
24.
Мне
нравятся наши с ней (с ним) отношения.
25.
Дома у
него (у нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
26.
Приходится
применять к нему (к ней) физические наказания.
27.
Ему (ей)
приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
28.
Думаю, я
лучше его (ее) знаю, что ему(ей) нужно.
29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
"31. Я бы
хотел(а) в нем (ней) многое изменить.
32. При принятии
семейных решений всегда учи
тываю его (ее) мнение
тываю его (ее) мнение
33. Думаю, что я
тревожная мама (тревожный
папа).
папа).
34. Мое поведение часто бывает для него (нее)
неожиданным.
35. Бывает, что когда я наказываю ребенка, мои муж
(жена, бабушка и т. п.) начинают упрекать меня в излишней строгости.
36. Считаю, что в целом правильно воспитываю
своего сына (дочь).
37.
Я
предъявляю к нему много требований.
38.
По
характеру я мягкий человек.
39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе
дома.
40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и
неприятностей в жизни.
41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои
слабости и недостатки.
42.
Мне
нравится его (ее) характер.
43.
Я часто
критикую его (ее) по мелочам.
44.
Всегда с
готовностью его (ее) выслушиваю.
45. Считаю, что мои долг оградить его (ее) от
всяких опасностей.
46. Я наказываю его(ее) за такие поступки, которые
совершаю сам(а).
47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против
других членов семьи.
48. Я устаю от повседневного общения с ним (с
ней).
49. Мне приходиться заставлять его (ее) делать то,
что он (она) не хочет.
50. Я прощаю ему(ей) то, за что другие наказали
бы.
51.
Мне бы
хотелось знать о нем(о ней): о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям
и т. д.
52.
Он(а)
сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
53. Думаю, что для него(нее) я самый близкий
человек. '
54. Я приветствую
его (ее) поведение.
55. Я часто
высказываю свое недовольство им
(ею).
56.
Принимаю
участие в делах, которые придумывает он(а).
57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть,
его (ее).
58.
Бывает,
что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
59.
Случается,
что если я говорю ему (ей) одно, а муж (жена, бабушка и т. д.) специально
говорит
наоборот.
60. Мне
кажется, мои отношения с ребенком
лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.
лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.
Подсчет и обработка результатов опросника ВРР
Все три формы опросника (детская и взрослые)
обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывает -ся общее количество баллов по
каждой шкале, при этом учитываются — прямые это или обратные утверждения.
Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:
ответы 12 3
4 5
баллы 5
4 3 2
1
В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками.
Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных,
то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка
проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка
бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале
относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к
3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д.
Коментарі
Дописати коментар